50-летняя кинокарьера Альфреда Хичкока началась в эпоху немого кино и завершилась в Новом Голливуде 1970-х, когда молодые кинематографисты, такие как Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе и Брайан Де Пальма, восхищались кинематографическим мастером «Саспенса» и создавали свои собственные триллеры, такие как «Челюсти», «Таксист» и «Одержимость». Эти три фильма идеально отражали всю сущность творчества Хичкока.
Замечательно, насколько легко ему удавался переход от классических саспенс-фильмов к приключенческим и личным психологическим триллерам. Хичкок мог все это делать, и иногда выпуская по два фильма в год. Итак, с учетом этого, давайте вспомним его лучшие работы.
1. Головокружение (1958)
Ни один фильм не вызвал большего интереса для глубокого анализа, чем шедевр Альфреда Хичкока о детективе в отставке (Джеймс Стюарт), который одержимо влюбляется в таинственную женщину (Ким Новак), нанятую им для слежки. Это глубокое и извращенное исследование фетишистских желаний, сон пробуждения, который отвергает жанровые стандарты загадочности, чтобы понять природу жизни и смерти. Как только вы его увидите, он навсегда останется с вами.
2. Тень сомнения (1942)
Личный фаворит Хичкока среди его фильмов — классическое исследование тьмы, скрытой под поверхностью американской глубинки. Джозеф Коттон прекрасно сыгран в роли дяди Чарли, серийного убийцы, который приезжает к семье своей сестры, чтобы провести время со своей племянницей, также названной Чарли (Тереза Райт). Это захватывающая и, в конечном счете, напряженная история, написанная совместно с Торнтоном Уайлдером, которая, по словам самого Хичкока, доказывает, что «любовь и порядок не защищают от зла».
3. Окно во двор (1954)
Джеймс Стюарт играет фотографа, прикованного к креслу из-за сломанной ноги, который начинает шпионить за своими соседями через окно своей квартиры и подозревает одного из них в убийстве. Как шедевр саспенса, этот фильм просто бесподобен.
4. Дурная слава (1946)
Американский агент (Кэри Грант) нанимает дочь (Ингрид Бергман) немецкого шпиона, чтобы помочь разоблачить группу нацистов, перебравшихся в Бразилию. Пара быстро влюбляется, что усложняет ее задание: она должна соблазнить одного из нацистов (Клода Рейнса), чтобы проникнуть в их круги. Сценарий Бена Гехта мастерски откалиброван для достижения максимального напряжения, но именно интригующий любовный треугольник и пылающая химия между Грантом и Бергманом делают этот фильм захватывающим.
5. Марни (1964)
«Головокружение» кажется абсолютно сдержанным в сравнении с формалистическим безумием этого психологического триллера о женщине (Типпи Хедрен), чья преступная деятельность и фобии связаны с детской травмой. Это может показаться чрезмерно фантастическим, но на самом деле это один из самых эмоционально насыщенных фильмов Хичкока, а также один из его самых мастерски снятых и наполненных (что заслуга его последнего сотрудничества с композитором Бернардом Херрманом).
6. На север через северо-запад (1959)
Кэри Грант — жизнерадостный рекламный агент с Манхэттена, вынужденный бежать, когда его принимают за правительственного агента по имени Джордж Каплан. Этот непрерывный поток напряжения — самый развлекательный фильм Хичкока.
Грант в своем лучшем виде, Ева Мари Сент великолепно играет свою роль. Кульминационная погоня по склону горы Рашмор все еще вызывает адреналиновый скачек, несмотря на то, что фильм был показан десятки раз за последние 59 лет.
7. 39 ступеней (1935)
Первый шедевр мастера саспенса. Шпионский триллер, где Роберт Донат попадает в запутанную историю, связанную с шпионской сетью, которая страстно жаждет британских военных секретов. «39 ступеней» — это как заезд на аттракционе, где невозможно отпустить газ. В фильме полно классических трюков, включая Макгаффин — такой поворот, который становится ключом к истории, устанавливая стандарты, к которым Хичкок будет придерживаться в своей карьере.
8. Психо (1960)
«Психо» в 1960 году радикально изменил кинематографическую сцену. Фильм Хичкока оборвал табу с его графическим изображением насилия и вызвал шок.
Зрители толпами стремились в кинотеатры, что вызвало настоящий ажиотаж. И то, что они увидели, было абсолютным кинематографическим шедевром с одним из самых неожиданных поворотов сюжета за всю историю кино.
«Психо» определил жанр слэшера и изменил подход к монтажу фильмов, внедрив в культурное наследие культовую сцену в душе. Фильм был скопирован, спародирован и клонирован, но его оригинальность и сила остались неизменными.
9. Леди исчезает (1938)
Через три года после «39 ступеней» Хичкок снял этот динамичный шпионский триллер с Маргарет Локвуд и Майклом Редгрейвом в главных ролях. Они играют пару невинных путешественников, которые становятся частью загадочного исчезновения пассажирки поезда, охотясь от нацистских агентов.
Повествование визуально искусно, а сюжет развивается захватывающим образом. Как и в «39 ступенях», Хичкок создает картины, которые становятся образцом для многих режиссеров, и которые до сих пор вдохновляют.
10. Незнакомцы в поезде (1951)
Необычная сделка между Патрицией Хайсмит и двумя путешественниками (Фарли Грейнджер и Роберт Уокер) превращается в кошмар, когда один из них оказывается психопатом. Этот фильм вдохновил Дэнни Девито на создание «Сбрось маму с поезда». Хоть сюжет мрачно-юмористичен, смех здесь застревает в горле, так как события становятся все более напряженными.
11. Ребекка (1940)
Этот захватывающий фильм, основанный на романе Дафны дю Морье, рассказывает о любви и одержимости. Это единственный фильм Хичкока, который был награжден премией за режиссуру. В фильме Лоуренс Оливье играет сурового аристократа, а Джоан Фонтейн в роли его новой жены испытывает тревожное увлечение его покойной первой супругой.
12. Птицы (1963)
Хитчкок возвращается к Дафне дю Морье для создания этого классического фильма ужасов о городке в Калифорнии, атакованном стаей агрессивных птиц. Это нелепая идея, но Хичкок виртуозно ее осуществляет, используя медленные съемки и уникальные визуальные эффекты. Типпи Хедрен дебютирует в кино в роли главной героини.
13. Диверсант (1942)
В этом захватывающем фильме Роберт Каммингс играет работника авиазавода, которого ошибочно подозревают в саботаже. Этот фильм — настоящая гонка через страну, достигающая своего пика в захватывающей сцене у Статуи Свободы. Хоть он может показаться прелюдией к «На север через северо-запад», сам по себе он увлекателен и недооценен.
14. Иностранный корреспондент (1940)
Этот фильм, выпущенный в том же году, что и «Ребекка», был вторым фильмом Хичкока в Голливуде. Это типично хичкоковский фильм, но история иногда кажется разрозненной из-за множества сценаристов. Однако он содержит ключевые события, включая убийство на ступенях ратуши и авиакатастрофу.
15. Безумие (1972)
После двух слабых фильмов в 1960-х Хичкок вернулся в Великобританию для создания этого темного триллера о серийном убийце. Этот фильм был оценен как «только для взрослых». Хоть это предпоследний фильм режиссера, он по-прежнему напряжен и завораживает зрителя до последней сцены.
16. В случае убийства набирайте «М» (1954)
Основанный на классическом детективе Фредерика Нотта, «В случае убийства набирайте «М»» в основном представляет собой техническое мастерство Хичкока. Возможно, в домашних условиях этот фильм не так ярок, но на большом экране в 3D его постановка и композиция кадров буквально впечатляют. Рэй Милланд идеально вписывается в роль заговорщика, а Грейс Келли вызывает глубокое сочувствие в роли потенциальной жертвы.
17. Спасательная шлюпка (1944)
Среди минималистических экспериментов Хичкока «Спасательная шлюпка» может не так ярко сиять, как «В случае убийства набирайте «М»», но она лучше маскирует свои ограничения и «швы», чем триллер «Веревка». Пассажиры потопленного роскошного лайнера оказываются на маленькой шлюпке в открытом море, и ситуация становится еще более напряженной, когда они решают спасти человека с потопленной подводной лодки.
Если вас интересует, как Хичкок воплощает свою эпизодическую роль в спасательной шлюпке среди бурного океана, не пропустите. Он справляется с этим блестяще.
18. Поймать вора (1954)
Этот легкий триллер дал предлог для актеров и съемочной группы насладиться временем на Французской Ривьере несколько месяцев, хотя гламурная пара Кэри Гранта и Грейс Келли была бы очаровательной где угодно. Сюжет с «вором» может показаться выдуманным, но Грант веселит, а Келли в костюме Эдит Хед никогда не выглядела так изящно. Этот фильм пользуется популярностью уже более семидесяти лет.
19. Человек, который слишком много знал (1934)
Ни оригинал 1934 года, ни ремейк 1956 года не являются вершиной творчества Хичкока, но у каждого есть свои преимущества. Трудно устоять перед Дорис Дэй, исполняющей «Que Sera Sera», помогая найти своего похищенного сына в 1956 году, но версия 1934 года представляет собой более лаконичный и захватывающий взгляд на материал с мудрой мамой-героиней (Эдна Бест) и злодейской харизмой Питера Лорре.
20. Завороженный (1945)
Если вам приходится прищуривать глаза в финальной сцене, где психиатр все объясняет в «Психо», вы, возможно, почувствуете раздражение от фрейдистских теорий, которые пронизывают этот психологический триллер. К счастью, Хичкок полностью сосредоточен на своей визуальной игре, а ему помогает сюрреалист Сальвадор Дали в создании эпизода «Странный сон».
Грегори Пек может и не совсем соответствовал роли, но Ингрид Бергман добивается от него более глубокой игры (и вне кадра, ведь у обоих был короткий роман во время съемок).