Одно из крупнейших исследований детского развития в США показало, что неравномерное распределение доходов в обществе напрямую связано с уровнем IQ у детей, а также с особенностями их когнитивного развития. Работа учёных из Гарвардского университета и Калифорнийского университета в Беркли, опубликованная в журнале Nature Human Behaviour, основана на данных более чем 11 800 детей в возрасте от 9 до 11 лет.
Исследователи использовали данные масштабного проекта ABCD Study (Adolescent Brain Cognitive Development) — крупнейшего в мире лонгитюдного исследования когнитивного и нейропсихологического развития детей.
Как измеряли IQ и уровень неравенства
Участникам исследования проводили стандартные тесты интеллекта, включая модифицированные версии шкал Векслера (WISC-V) и тесты на рабочую память, вербальное мышление и скорость обработки информации. Результаты IQ были приведены к средней норме в 100 баллов с разбросом ±15.
Для оценки неравенства использовался индекс Джини — показатель, где 0 означает полное равенство доходов, а 1 — максимальное неравенство (один получает всё, остальные ничего). В некоторых штатах, таких как Нью-Йорк (0,51) и Калифорния (0,49), индекс Джини был значительно выше среднего по стране (0,41). Более равномерное распределение доходов наблюдалось, например, в Юте (0,39) и Висконсине (0,38).
Сравнение показало, что в регионах с высоким уровнем неравенства средний IQ детей был на 6,3 балла ниже, чем в регионах с более равномерным распределением доходов.
Средний IQ детей из бедных семей в неравных штатах составил 92,7
Средний IQ детей из бедных семей в более равных штатах — 98,4
Разница сохранялась даже после поправок на образование родителей и этнические факторы
Особенно заметным оказался провал в показателях вербального интеллекта, что, по словам профессора Кейт Пикетт из Йоркского университета (Великобритания), «может указывать на хронический дефицит речевой и когнитивной стимуляции в среде, где доминирует социальное неравенство».
Социальный статус и стыд как скрытый фактор
Учёные отмечают, что неравенство усиливает социальное сравнение и чувство стыда у детей из бедных семей, что напрямую сказывается на когнитивной мотивации и результатах тестов IQ.
Профессор Викрам Патель из Гарвардской школы общественного здравоохранения говорит:
«Дети с низким социальным статусом часто сталкиваются с унижением и заниженными ожиданиями, как в школе, так и в обществе. Эти переживания буквально формируют их когнитивную траекторию».
В школах с высоким уровнем неравенства чаще фиксировались случаи социальной изоляции, буллинга и заниженной самооценки. Эти факторы в долгосрочной перспективе приводят к замедленному развитию языковых навыков и снижению показателей IQ.
Хотя основной фокус исследования был на IQ, учёные также использовали МРТ-сканирование для части выборки (около 5 000 детей). Было обнаружено, что у детей из социально неблагополучных районов наблюдалось уменьшение толщины коры в лобных и теменных зонах, которые связаны с планированием, вниманием и абстрактным мышлением. Эти структурные особенности коррелировали со снижением IQ на 4–7 баллов.
Доктор Дивьянгана Ракеш из Лондонского института психиатрии пояснила:
«Мы видим не просто статистическую зависимость, а биологический след неравенства, который формируется ещё до подросткового возраста».
Международный контекст
Схожие результаты наблюдаются и в других странах. В Великобритании, особенно в районах Лондона с резким социальным контрастом, разница в средних значениях IQ между детьми из богатых и бедных семей составляет до 8 баллов (данные 2023 года, Университет Йорка). В странах с низким индексом Джини, например, в Финляндии (0,27), разрыв в IQ между богатыми и бедными детьми не превышает 2 баллов.
Авторы подчёркивают, что речь не идёт о «генетическом различии» в интеллекте, а о влиянии среды и социальной структуры. Среди возможных мер:
Прогрессивное налогообложение
Бесплатное дошкольное образование
Программы по развитию речевых и когнитивных навыков в малообеспеченных районах
Инвестиции в школьную инфраструктуру