Несмотря на то что продажи электромобилей в Европе выросли на 25% в мае 2025 года, продажи Tesla упали на 28% — пятый месяц подряд. В Германии, где спрос на EV взлетел на 45%, Tesla просела из-за недовольства избирателей поддержкой Илона Маска ультраправой партии AfD. Китайский автогигант SAIC обогнал Tesla в Европе, продав в мае вдвое больше машин. Ирония в том, что Tesla закончила переоборудование заводов для новой Model Y ещё весной, но это не помогло. Теперь на Маска обижены и левые, и правые — политическая активность CEO отталкивает клиентов с обеих сторон.
Несмотря на устойчивый рост европейского рынка электромобилей, американский автогигант Tesla, некогда лидер в сегменте, демонстрирует ошеломляющее падение продаж. По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в мае 2025 года продажи Tesla в 30 европейских странах сократились на 28%, тогда как в целом продажи электромобилей в регионе выросли на 25%.
Этот тренд повторяется уже пятый месяц подряд. Как получилось, что компания, задавшая тон в революции электромобилей, теряет доверие и рынок в одном из самых значимых для себя регионов?
1. Цифры не врут: как глубоко падает Tesla в Европе
По данным ACEA, в мае 2025 года Tesla реализовала 8 729 автомобилей по всей Европе. Это — почти в два раза меньше, чем китайская SAIC, продавшая 18 716 машин, и на 37,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Это падение на фоне роста выглядит особенно драматично.
Статистика по странам:
Франция: -67% (721 регистрация в мае)
Швеция: -53,7% (503 регистрации)
Португалия: -68%
Дания: -30,5%
Нидерланды: -36%
Испания: -19%
Норвегия: единственная страна с ростом
В то же время, продажи электромобилей в Германии, крупнейшем рынке Европы, выросли на 45%, но Tesla здесь не только не наращивает объёмы, а фактически теряет позиции.
2. Политические взгляды Илона Маска — фактор отторжения
Одной из причин, почему европейцы отворачиваются от Tesla, стало поведение и заявления её генерального директора Илона Маска. Маск — фигура, способная вызывать как восхищение, так и отторжение. В последнее время, однако, баланс качнулся в сторону негативного восприятия.
Он:
публично поддержал ультраправую партию «Альтернатива для Германии» (AfD) — антиисламскую и антимиграционную, что вызвало резкую реакцию в Германии;
активно вмешивается в политику США, возглавив учреждённый при администрации Трампа Департамент правительственной эффективности (DOGE);
критикует и демократов, и республиканцев, вызывая раздражение у обеих сторон политического спектра;
создаёт имидж человека, поставившего амбиции выше корпоративной репутации.
То есть, даже спустя месяцы после скандальных заявлений, европейские потребители продолжают бойкотировать Tesla — не бренд, а Маска.
3. Критика качества и репутационные риски
Tesla также сталкивается с техническими и репутационными проблемами:
Маск обещал, что выпуск обновлённой модели Model Y после модернизации заводов даст «мощный рывок». Однако это не произошло.
Начало тестирования роботакси в Остине (Техас) сопровождается серией тревожных видео от пользователей: машины заезжают на встречную полосу, делают резкие торможения и неадекватные повороты.
Федеральные регуляторы США уже начали проверку этих инцидентов.
Хотя эти проблемы возникли за пределами Европы, информация о них быстро распространяется в СМИ и соцсетях. Европейские покупатели, традиционно более требовательные к безопасности, воспринимают такие случаи как красные флажки.
4. Конкуренты наступают: SAIC, BYD и местные производители
На фоне слабости Tesla китайские бренды стремительно укрепляют позиции. SAIC увеличила продажи в Европе на 38% в мае, а BYD, крупнейший производитель электромобилей в мире, несмотря на снижение темпов в Китае, продолжает расширение в ЕС.
Преимущества конкурентов:
Низкая стоимость
Более высокая локализация производства
Меньшая политическая ангажированность
Быстрые обновления модельного ряда
Кроме того, европейские производители — VW, Renault, Peugeot, Volvo — тоже усиливают линейки электромобилей, предлагая покупателям достойные альтернативы с узнаваемыми брендами и привычным уровнем сервиса.
5. Цены и отсутствие нового бюджетного Tesla
Ещё один фактор — отсутствие доступных моделей. Европейский рынок остро нуждается в бюджетных электрокарах. Маск анонсировал выход «дешёвой Tesla» ещё в 2022 году, затем в 2023, теперь обещает к концу 2025-го. Но отсутствие доступных моделей уже бьёт по продажам.
Пример: Dacia Spring от Renault — одна из самых продаваемых моделей в сегменте, несмотря на скромные характеристики. Она стоит от €20 000. Tesla же конкурирует преимущественно в ценовом сегменте выше €40 000.
6. Стратегические просчёты в Европе
Tesla долгое время делала ставку на единственный европейский завод — Gigafactory Berlin-Brandenburg. Однако вместо наращивания локализации, Tesla сталкивается с протестами экологов, задержками с поставками и проблемами с рабочей силой.
Иронично, но именно завод в Германии, где спрос на электромобили растёт, стал символом недоверия к компании, символизирующей американскую экспансию.
7. Влияние биржи и ожиданий инвесторов
Инвесторы на Уолл-стрит также теряют терпение. После слов Маска о «отскоке» в продажах, май принёс очередное разочарование. Акции Tesla 25 июня упали более чем на 4%, при этом Wells Fargo прогнозирует снижение поставок во втором квартале на 21% по сравнению с 2024 годом.
Психология рынка и ожидания инвесторов играют всё большую роль в публичной судьбе Tesla.
8. Потерянная связь с аудиторией
Tesla на протяжении многих лет ассоциировалась с будущим, инновациями, экологией. Но имидж компании сдвигается:
Из «революционного стартапа» она стала «монополистом с самовлюблённым лидером».
Из «инструмента борьбы с климатическим кризисом» — в «политизированный продукт».
В Европе, где клиентоориентированность, стабильность и экологичность — не лозунги, а институционализированные ценности, такой сдвиг восприятия критичен.
Вопреки заявлениям Илона Маска о «большом рывке», европейцы продолжают отворачиваться от Tesla. Новые модели Model Y уже поступили на рынок, модернизация заводов завершена, но продажи падают месяц за месяцем. Это говорит о системном кризисе доверия: потребители больше не верят в бренд, и даже завершение технологических циклов не компенсирует урон, нанесённый репутацией Маска. Как отмечает AP, «европейцы по-прежнему не покупают Tesla, несмотря на надежды инвесторов, что злость на Маска уже прошла.
Tesla оказалась в сложном положении в Европе:
Конкуренты усиливаются
Имидж Маска стал токсичным
Нет предложений в массовом сегменте
Качество и безопасность вызывают сомнения
Сумеет ли компания переосмыслить своё позиционирование? Или Tesla станет ещё одним примером компании, не справившейся с вызовами глобального рынка?
Ответ зависит не только от моделей или технологий. В первую очередь — от того, изменится ли сам Илон Маск.